ב"ה    

Ведомости: Молчать нельзя сказать

На собеседовании не стоит откровенничать о своих настоящих недостатках — работодатели щедрого жеста не оценят. Выгоднее к своим слабым сторонам причислить мечтательность, прямолинейность и принципиальность

Римма Авшалумова

Ведомости
03.06.2014, 98 (3602)

Большинство работодателей (77%), принaявших участие в опросе HeadHunter, уверены: говорить о своих отрицательных качествах на собеседовании нужно. Но неизвестно, чем это может обернуться для соискателя. Сам факт такой прямоты готовы оценить около половины работодателей, а 22% посчитают это поведением честного человека.

 

Шутите громче

 
70% работодателей доводилось узнавать о негативных качествах кандидата от него самого во время собеседования или из резюме. 15% из них уверены, что говорить кандидату о своих недостатках не стоит.

«В резюме о недостатках лучше умолчать, чтобы сразу не обрубать возможность прийти на интервью и поговорить, — считает Светлана Круглова, руководитель функции управления талантами, директор PwC. — А вот подумать о них, готовясь к интервью, необходимо. Понимание себя и здравая самооценка являются признаками нормального взрослого человека».

За 10 лет работы в рекрутинге Елена Шумилова, начальник отдела по подбору и адаптации персонала «Альфастрахования», почти не сталкивалась с нелицеприятными самохарактеристиками. Значительно чаще кандидаты, по словам Шумиловой, любят сообщать о своих нетривиальных способностях. «Умею шевелить ушами», «почти два метра роста», «много написал, не подумайте, что я зануда», «начал свою карьеру в 15 лет, трудился пастухом в подмосковном колхозе; проработал три месяца, особых инцидентов за все это время не произошло — с коровами я справился», «вам нужен решительный сотрудник, который не опустит руки при первой же неудаче (минимум после третьей)»…«Разумеется, что такое резюме бросается в глаза и выделяет кандидата на фоне остальных, особенно если речь идет о творческой работе или работе менеджером по продажам. Чувство юмора — это прекрасно, поэтому при наличии необходимых компетенций и опыта это является стимулом для приглашения кандидата на интервью», — признает Шумилова.

 

В чем можно признаться

 

Абсолютное большинство рекрутеров (более 80%) крайне негативно оценят кандидата-смельчака, признавшегося в своей непунктуальности и высокомерности. Еще 70% работодателей поставят крест на кандидате, сообщившем о своей алчности.

Выгоднее всего признаваться в принципиальности и прямолинейности. Занеся такие сведения о себе в разряд негативных, соискатель будет скорее кокетничать с работодателем. Около 80% рекрутеров сочтут эти «отрицательные» черты преимуществом кандидата. Смело можно признаваться в мечтательности, скептицизме и упрямстве.

«Важно, чтобы недостатки не являлись препятствием для выполнения работы, — считает Круглова. — В зависимости от позиции замкнутость, скромность, дотошность, излишняя требовательность, жесткость, амбициозность, упрямство, повышенная эмоциональность, открытость и так далее могут быть и достоинствами, и недостатками».

Анализ 2,5 млн резюме, размещенных на портале hh.ru, показал: 34,4% кандидатов сообщают о своей ответственности, 30,4% — о коммуникабельности, 16,5% — о стрессоустойчивости, 14% — о целеустремленности, 11,4% — об исполнительности, 10,7% — о пунктуальности.

Один соискатель сообщил о своей неуступчивости, двое уверены в своем великодушии, еще двое — в собственной высоконравственности, несколько человек информируют потенциального работодателя об альтруистичности, темпераментности, галантности. 12 заявили о своей гениальности, 20 — о храбрости, 21 — о хитрости, 64 — о душевности. Снобизм, циничность или фанатичность не указал в резюме ни один соискатель.

90% работодателей просто не обращают внимания в резюме на графу «личные качества», говорит Татьяна Карпова, специалист по подбору персонала КЦ «Юнити». Чаще всего соискатели пишут шаблонные фразы вроде «коммуникабелен, стрессоустойчив, трудолюбив» и т. п. Эти слова уже изрядно набили оскомину и в большинстве своем, как выясняется на собеседовании, ничего общего с действительностью не имеют.

«Обычно в графе «отрицательные качества» утрированно пишут о хорошем: «слишком честный», «слишком трудолюбивый» и прочие гиперболы, — замечает президент ГК «Корпорация Газэнергострой” Сергей Чернин. — Иногда это оказывается правдой. Реальные негативные характеристики в резюме встречаются редко. Были случаи, когда соискатель писал, например, что он не очень внимательный и пунктуальный, но зато может генерировать нестандартные решения. Вот такие самохарактеристики помогают руководителю сориентироваться и поставить человека именно на ту позицию, где он может приносить максимальную пользу».

 

Шила не утаить

 

«На собеседовании ни в коем случае нельзя лгать, потому что это всегда рано или поздно заканчивается плохо, — убежден Юрий Вировец, председатель совета директоров HeadHunter. — Профессиональный круг обычно достаточно узкий и дезинформация потенциального работодателя становится известной в 90% случаев».

«Через короткое время правда выходит наружу — все прелести” характера, вредные привычки, крайняя незаинтересованность в успехе работы, низкая мотивация сотрудника, — не раз убеждалась на практике Наталья Яковлева, президент ГК Авис”. —Испытательный срок такие сотрудники не проходят».

«На собеседовании соискатель в известной мере продает себя будущему работодателю, поэтому представлять информацию о себе нужно открыто, но при этом аккуратно и обдуманно. Это значит, что вряд ли стоит себя дискредитировать», — считает Вировец.

«Сейчас много курсов, где учат составлять резюме и правильно вести себя на собеседованиях. Лучше бы они соискателей работать научили, чем себя продавать” на собеседованиях», — возмущается Яковлева.

«Шанс, что недостатки, мешающие работе, все равно вылезут наружу, очень высок, — согласна Круглова. — Хотя все зависит от мотивации к саморазвитию. Я помню кандидатку, которая хотела стать консультантом и уверяла, что ее не пугают ни матричная структура, ни необходимость вести несколько проектов одновременно и устанавливать отношения и приспосабливаться к разным типам клиентов и команд. Я подозревала, что ей будет тяжело, — она явно привыкла к более упорядоченной системе подчинения и управления проектами. Но она обладала знаниями и мотивацией, и мы решили дать ей шанс. Она прошла испытательный срок, работала над собой, но многие вещи давались ей тяжело и ее перспективы продвижения были явно хуже, чем у коллег. Она ушла через год, потому что устала бороться с собой. С одной стороны, она получила новый опыт, с другой стороны, вместо года, проведенного в стрессе, она могла бы провести год в более подходящей для нее обстановке и, возможно, получить там повышение».