ב"ה    

Статья для журнала «Коммерческий директор» –
«Деловая поездка»

Коммерческий директор, Япония, Японский опыт, Фермы, Яковлева, АВИС, ХАССП, качество мяса, ISO

Японский опыт организации сельского хозяйства – 
Как наладить систему контроля качества на птицефермах

Наталья Яковлева, президент, ГК «Авис»

Фермы в Японии сравнительно малы, а земля часто неплодородна, но японцы делают все для того, чтобы извлечь максимальную пользу из сельскохозяйственного ресурса. Японские фермеры обеспечивают население продукцией на 75%, в то время как, по данным сайта www.agrodar.ru, доля российских предприятий в 2010 году в производстве зерна составила 21%, овощей – 10%, а картофеля – 5%. Неудивительно, что опыт Японии мы внедряем в российской практике.


Япония
Наталья Яковлева закончила Витебскую государственную академию ветеринарной медицины в 1996 году (специальность – ветеринарный врач) и прослушала курс по специальности «Стратегический менеджмент» (президентская программа по переподготовке управленческих кадров) в 2004 году.

ГК «АВИС» занимается поставками, техническим обслуживанием и консалтингом в области ветеринарии. Основные клиенты: отечественные лидеры птицеводства и свиноводства. Штат: 10 сотрудников. Официальный сайт: www.avisvet.ru


В 2008 году в рамках президентской программы переподготовки управленческих кадров я должна была выбрать страну для иностранной стажировки. Ею стала Япония: именно там мне предоставили стажировку по моей профильной программе – сельхозпереработке. Японское министерство иностранных дел самостоятельно проводило отбор кандидатов и финансировало поездку. В ноябре 2008 года я посетила Токио и несколько провинций, где ознакомилась с особенностями работы японцев в сельском хозяйстве, в том числе с системой контроля качества ХАССП, тогда мало кому знакомую здесь.

ХАССП (от англ. Hazard Analysis and Critical Control Points (HACCP) — анализ рисков и критических контрольных точек) — система управления безопасностью пищевых продуктов, обеспечивающая контроль на всех этапах производственного процесса, хранения и реализации продукции.

Менталитет как инструмент производства

Отношение японцев к работе отличается от российского (и не только в сельском хозяйстве, а во всех сферах). Во-первых, им свойственна открытость – коллеги с радостью объясняли тонкости своего дела, делились материалами и технологиями, чтобы российская делегация могла применить японские наработки на своих предприятиях. Во-вторых, ответственное отношение к работе и есть знаменитое высшее японское качество. В-третьих, конечно, японская пунктуальность. Преподаватель во время лекции мог объявить: «Сейчас 11 часов 7 минут. Мы делаем перерыв на 10 минут. В 11 часов 17 минут мы начинаем». И действительно – ровно в 11.17 весь класс сидел на своих местах и внимал. Таким образом, поездка в Японию научила меня четко планировать свое время. В Японии поддерживается строгая иерархия. Фермеры производят продукты под контролем профессиональных ассоциаций, которые и регулируют реализацию продукции фермеров. Интересное явление – японский сельскохозяйственный аукцион. Нам повезло присутствовать на работе такого аукциона на рынке Отто. Аукцион начинается с раннего утра. Лоты представляют собой партии различных овощей, ягод и фруктов. Каждый лот объявляется с указанием размера партии, места ее происхождения и начальной цены. На специально отведенных местах сидят зрители со значками для торгов, перед ними выкладываются образцы продукции, например плоды дыни, образцы грибов. Ведущий объявляет лот и начинает торги. Побеждает участник, предложивший самую высокую цену.

Японцы достигли высокой технологичности и унифицированности процедур. Например, в сельскохозяйственных угодьях земля яблочного сада покрывается фольгой – это нужно, чтобы яблоки были красными со всех сторон (фольга отражает солнечные лучи). Также прописана четкая инструкция, как правильно проредить, какие цветочки сорвать, какое количество плодоносящих зародышей оставить на одно дерево, чтобы они плодоносили согласно нормативам и обеспечивали стандартные размеры фруктов. У японцев даже в таре для перевозки плодов предусмотрены лунки только определенного размера для каждого сорта яблок.

Применение системы ХАССП в России: предпосылки и трудности

Для российских предприятий выполнение положений ХАССП особенно актуальны в свете перехода в систему ВТО – повышение качества продукции позволит успешно конкурировать с западными производителями. Однако сегодня многие наши предприятия не выдерживают даже санитарных норм. Так, некоторые российские птицефабрики из соображений экономии даже не моют тару, в которой перевозят живую птицу на убой, тем самым способствуя распространению инфекций. Сложность внедрения решения ХАССП в России состоит еще и в том, что здесь нет знания соответствующих технологий и понимания процессов. Мешает и языковой барьер между Россией и всем миром – редкие специалисты умеют читать профессиональную литературу, скажем, на английском языке.

Этапы достижения цели

На основании опыта японцев я написала и опубликовала ряд работ о понятии системы ХАССП на птицефермах. Примерно 80% новых клиентов обращается к нам после прочтения материалов, которые публикуются в отраслевой прессе. Мы провели более 10 профессиональных консультаций по внедрению ХАССП для отечественных производителей, которые перевели свои предприятия на новый режим санитарно-гигиенических мероприятий (некоторые из этих производителей были сертифицированы по ISO). Совместно с партнерами мы прописали программу мойки, дезинфекции, уборки и санитарии всего предприятия и внедрили ее на мясокомбинате Мираторга (Белгород).

Скачать статью в формате PDF