ב"ה    

Комментарий в деловой газете «Ведомости» — Чтобы начальник любил

Комментарий в деловой газете «Ведомости»

Чтобы начальник любил

Добиться благосклонности начальника стремится каждый второй сотрудник российской компании. Банальная лесть в этом случае не самый лучший помощник, утверждают в службе исследований HeadHunter. Но сами боссы частенько замечают в коллективе подхалимов

Римма Авшалумова

Ведомости

03.09.2013, 160 (3422)

Наш начальник просто душка, утверждали когда-то героини популярной рекламы в ответ на призыв начальника работать без выходных. Он же заявлял, что главное — это подход к людям. Особый подход к человеку-начальнику ищут и подчиненные. Более половины работников российских компаний пытаются завоевать лояльность руководителя, показал опрос, проведенный службой исследований HeadHunter.

Положительного и доверительного отношения со стороны босса чаще стараются добиваться представительницы прекрасного пола (60%), нежели мужчины (45%), а в разрезе позиций — специалисты по закупкам (70%), маркетологи (66%) и работники административной сферы (61%; офис-менеджеры, персональные ассистенты, специалисты АХО и проч.) чаще, чем айтишники (41%) или работники, занятые в строительной отрасли (39%). Последние в большинстве своем не видят нужды в том, чтобы искать путь к сердцу начальника.

Комфорта ради

Расположенность начальства обеспечит работу в комфортных условиях без скандалов, интриг и излишней нервотрепки, убеждены 77% опрошенных. Это позволит им полностью отдаться рабочему процессу, не тратя времени и энергии на обиды и выяснение отношений. 36% полагают, что доброжелательность начальника позволяет чувствовать себя стабильно в изменчивом мире, где одно слово нелояльного босса может лишить и любимых коллег, и вызывающих гордость проектов, да еще и стабильного заработка. Еще треть опрошенных уверяют, что лояльность начальства помогает в карьерном росте.

А вот признаться в готовности льстить боссу никто не захотел. Все опрошенные, по их словам, завоевывают лояльность исключительно ударным трудом.

«Специально прогибаться и лизоблюдствовать не надо, — считает программист Андрей Анатольцев. — Я со всеми коллегами, в том числе и с начальством, просто стараюсь найти общий язык и общаюсь не только на рабочие темы. Этого вполне достаточно».

«Подлизы отвратительны, — кривится бухгалтер Наталья Федорова. — Зачем специально чего-то завоевывать, достаточно просто хорошо работать».

81% принявших в опросе сотрудников компаний полагают, что начальство лояльно к тем, кто качественно и в должном объеме справляется с работой. Не менее важно проявлять заинтересованность в результатах (59%), выдвигать новые идеи и инициативные решения(45%), ну и самим быть лояльными начальнику и компании в целом, не отказываясь от внеплановой сверхурочной работы (39%).

«Тот, кто ищет особые подходы к начальству, рискует превратиться в мальчика на побегушках, — скептичен аналитик Алексей Матвеев. — Поэтому я предпочитаю вообще не выстраивать самостоятельно доверительных отношений с начальством. Но не отвергаю, если они мне это предлагают. Просто потому что считаю: если работа нравится и ты умеешь ее делать — любое начальство увидит. И лояльное, и не очень».

Кого они любят

Однако боссы утверждают, что нередко сталкиваются с банальными попытками пробиться в любимчики: они имеют в виду лесть и откровенный подхалимаж.

Славословие в адрес руководителя или, наоборот, тихие нашептывания про недостатки коллег — наиболее распространенные методы завоевания благосклонности, которые доводилось замечать президенту ГК ?Авис? Наталье Яковлевой. Сотрудники-подлизы долго в ее компании не задерживаются, хотя ей доводилось встречать начальников, с которыми подобные методы срабатывали.

«Никогда такой сотрудник не отличался хорошей работой, видимо, лесть в этом случае — компенсация за отсутствие профессионализма», — полагает Яковлева. И говорит, что ее лояльности добиться просто: достаточно быть преданным целям и задачам компании и ответственно относиться к работе.

«Проявляются такие попытки в излишней готовности сделать все, что я пожелаю. А со мной нужно спорить, доказывать, приводить аргументы, отстаивать свою точку зрения, — признается Татьяна Кузнецова, руководитель розничной сети “Детмарт”. — Излишняя готовность выполнить любое задание и заглядывание в глаза — это актерство и неискренность».

Лояльность начальству тесно связана с лояльностью самой компании, считает Кузнецова. Иначе это подхалимство и заискивание. Если сотрудник отстаивает интересы компании, тем самым он демонстрирует лояльность и преданность. Таких сотрудников ценят руководители и сами стараются завоевать их расположение, создавая оптимальные условия труда, базу для карьерного роста, увеличивая зарплату.

Отличить подхалима

Различать подхалимство и искренность несложно, полагает Иван Овчаров, руководитель коммуникационного агентства PR.Director. Подхалимы обычно просят что-то взамен за свою помощь, а искренние сотрудники всегда рады помочь, не ожидая привилегий от босса.

«Я долгое время был топ-менеджером в различных компаниях, и для эффективных коммуникаций и лоббирования своих интересов мне нужно было заручиться расположением руководства. И это было нетрудно, — рассказывает Овчаров. — Большинство руководителей, и я не исключение, любят исполнительных, дисциплинированных и позитивных сотрудников. В отдельных случаях особенно ценится инициативность. На мой взгляд, перечисленные критерии являются главной валютой в формировании лояльности руководства».

«Конечно, хорошие взаимоотношения между начальником и подчиненным необходимы для продуктивной работы. Но сотруднику стоит больше задумываться о рабочем процессе, а не о завоевании внимания начальства. Если человеку интересно то, что он делает, начальство его заметит», — убеждена Елена Шелухина, руководитель группы Teleperformance Russia & Ukraine.